Сегодня в ресурсосбережение надо
и деньги вкладывать, и создавать соответствующие условия.

В. Путин

Справочная информация

О проблемах обращения с медицинскими отходами

(По материалам Решения коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека)

Проблема обращения с отходами лечебно-профилактических организаций (ЛПО) в Российской Федерации в современных условиях рассматривается как важная эпидемиологическая и экологическая компонента безопасности населения страны.

Всемирная организация здравоохранения с 1979 г. относит медицинские отходы к группе опасных и рекомендовала создание специальных служб по их переработке. Базельская Конвенция в 1992 г. выделила 45 видов опасных отходов, список которых открывается «клиническими» отходами.

Контаминированные болезнетворными микроорганизмами, химическими и радиоактивными веществами, отходы медицинских учреждений представляют серьезную опасность в эпидемиологическом и эколого-гигиеническом отношении. Быстрые темпы урбанизации и современное развитие здравоохранения в стране настоятельно выдвигают для решения проблему обезвреживания, переработки и уничтожения отходов лечебно-профилактических организаций.

Неправильное обращение с медицинскими отходами подвергает работников здравоохранения, тех, кто контактирует с этими отходами и население риску заражения. Такие отходы, как использованное разовое медицинское оборудование – шприцы, могут быть использованы с целью перепродажи и повторного применения без стерилизации, что увеличивает риск заражений.

В Федеральном законе от 21 ноября 2011 года№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в качестве органа исполнительной власти, уполномоченного в области обращения с медицинскими отходами, определено Минздравсоцразвития России.

Основным документом санитарного законодательства, регламентирующим вопросы обращения с медицинскими отходами, являются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к режиму работы при обращении с медицинскими отходами.

В соответствии с положениями Федеральных законов от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Отмечается ежегодный рост образования медицинских отходов. За 2010 год на территории Российской Федерации было накоплено 1748747,3 тонн медицинских отходов (в 2005 году - 469 452,5), из них 904 543,8 (51,7 %) – неопасные отходы (класс А), 655 638,2 (37,5 %) опасные (рискованные) отходы (класс Б), 85 599,9 (4,9 %) – чрезвычайно опасные отходы (класс В), 102 701,5 (5,9 %) отходы ЛПУ, по составу близкие к промышленным (класс Г) и 263,9 (0,02 %) – радиоактивные отходы (класс Д).В 2011 г. (по сравнению с 2010 г.) отмечается увеличение количества образующихся медицинских отходов – с 1748747,3 тонн до 1789162,6 тонн.

Проведенный анализ состояния обращения с медицинскими отходами, показал, что в большинстве субъектов принимаются меры по безопасному обращению с медицинскими отходами. Международный опыт обращения с медицинскими отходами показал преимущество применения централизованной системы обращения с медицинскими отходами.

Такая система экономически целесообразна и эпидемиологически безопасна. В настоящее время Правительством Московской области принято решение о перспективном создании централизованной системы обращения с медицинскими отходами в регионе. Отмечается увеличение принимаемых мер административного воздействия за нарушения при обращении с медицинскими отходами, в 2011 году – 20882, в 2010 году – 16884.

Проведённый контроль за обращением с медицинскими отходами показал, что во многих лечебно-профилактических организациях имеется ряд грубых нарушений требований противоэпидемического режима, выражающихся в отсутствии:

  • достаточного количества специального оборудования, инвентаря и расходных материалов для упаковки медицинских отходов (специальные пакеты, стойки-тележки, одноразовые емкости, многоразовые баки, транспортные внутрикорпусные тележки, либо мини-контейнеры), а также простой и надежной технологии герметизации одноразовой упаковки;
  • маркированных по группам отходов (меж) корпусных контейнеров и помещений (площадок) для временного хранения отходов;
  • холодильного оборудования для хранения пищевых отходов, безопасной транспортной цепи внутри ЛПУ, исключающей возможность контаминации инфицированными медицинскими отходами персонала и пациентов;
  • специального транспорта для перевозки отходов с территории стационара до мест уничтожения (захоронения, сжигания);
  • организованной системы мер в случае аварийных ситуаций;
  • системного подхода к обучению медицинского и обслуживающего персонала правилам обращения с медицинскими отходами.

К числу наиболее актуальных проблем, возникающих при обращении с медицинскими отходами в лечебно-профилактических учреждениях, относится защита медицинского персонала от профессионального заражения инфекционными заболеваниями.

По данным официальной статистики в настоящее время в стране зарегистрировано свыше 650 тысяч случаев ВИЧ-инфекции, около 5 млн. больных хроническими формами гепатитов В и С. В условиях активной циркуляции вирусов иммунодефицита человека, гепатита В и С, в лечебно-профилактических организациях страны  существенно повышается риск инфицирования медицинских работников этими инфекциями при оказании медицинской помощи пациентам (прежде всего, при проведении инъекций) и сборе медицинских отходов (особенно острых) в связи с возможностью аварийных ситуаций.

Количество ЛПО, в которых использованные шприцы собирают в герметичные коробки с последующим сжиганием, в целом по стране составляет всего 4,4%. Число ЛПО, где применяются специальные устройства для удаления игл (иглоотсекатели, иглосъемники или деструкторы игл) за последние 6 лет увеличилось существенно:с 1,4% до 41,5%.

Важным аспектом, существенно влияющим на снижение риска травматизации и инфицирования медицинского персонала гемоконтактными инфекциями при сборе острых медицинских отходов, является применение специальной непрокалываемой тары, что регламентировано действующим законодательством. На практике, по данным, полученным из субъектов Российской Федерации, в нарушение требований санитарных правил, в ряде субъектов страны значительная часть ЛПО (от 20 до 81,7%), по-прежнему, применяют приспособленную тару (пластиковые бутылки, картонные коробки и т.п.), не позволяющую предотвратить возможность травмирования медицинских работников В целом по Российской Федерации количество ЛПО, применяющих для сбора острых отходов класса опасности Б и В приспособленную тару, за последние 3 года уменьшилось с 8,9% до 5,5% (в 2005г. – до 61%).

По данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, в ЛПО страны за 2011 год зарегистрировано всего 566 аварийных ситуаций, связанных с медицинскими отходами, что составляет около 0,03 на 100 сотрудников ЛПО.

Случаев  инфицирования ВИЧ медицинских работников в лечебно-профилактических организациях за последние 3 года не зарегистрировано. Причинами возникновения профессиональных инфекционных заболеваний у медицинских работников могут послужить нарушения требований санитарного законодательства в части практики обращения с медицинскими отходами, выявленные в субъектах Российской Федерации при проведении контрольно-надзорных мероприятий, в том числе:

  • не упорядочено хранение медицинских отходов  (не выделены помещения для временного хранения контейнеров с отходами) - в среднем в 11,7% ЛПО страны (свыше 7 тыс. ЛПО);
  • нарушения санитарных требований при применении и обеззараживании тары и оборудования, предназначенных для сбора отходов ЛПО;
  • нарушения требований санитарного законодательства к обработке оборотной тары выявлены также в 4,1% инфекционных стационаров, а к обеззараживанию мокроты - в 3,7% стационаров фтизиатрического профиля, что может послужить причиной профессионального заболевания туберкулезом.