Сегодня в ресурсосбережение надо
и деньги вкладывать, и создавать соответствующие условия.

В. Путин

Приоритетные направления деятельности

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами на 2013-2014 годы  

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами на 2014-2015 годы

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОПЕРАТОРОВ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ
С ОТХОДАМИ «РУСРЕЦИКЛИНГ» НА 2016-2017 ГОДЫ

1.   2.. 3..

УТВЕРЖДЕНО
решением Совета Национального
объединения организаций операторов
в области обращения с отходами,
протокол от 20 декабря 2013 года № 8

 

Главным условием перехода России к экономике нового типа, является формирование современной национальной инновационной системы. Это означает практическую реализацию комплексного подхода к формированию, как самих субъектов, так и механизмов взаимодействия науки, образования, малого инновационного бизнеса, крупных промышленных корпораций, соответствующих финансовых институтов.
Одной из ключевых целей формируемой национальной инновационной системы должно стать поддержание и развитие работ в области ресурсосбережения. Должна быть сформирована законодательная база ресурсосбережения.

На федеральном уровне интересы профессионального сообщества представляет Национальное объединение организаций операторов в области обращения с отходами.

Управление Национальным объединением организаций операторов в области обращения с отходами построено на сочетании принципов коллегиальности принятия основных решений и максимальной информационной открытости.

Учёт многообразия деятельности в сфере обращения с отходами обеспечивается через активное участие представителей профильных организаций в принятии управленческих решений окружных конференций организаций, занятых в сфере ресурсосбережения, обращения с отходами производства и потребления и отраслевых комитетов. Такое построение работы Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами позволило решить большинство задач, определённых III Всероссийским съездом РУСРЕЦИКЛИНГ на 2013-2014 гг.

К числу основных достижений Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами можно отнести следующие:

1) сформирована система эффективного участия профессионального сообщества в техническом регулировании в сфере обращения с отходами и ресурсосбережении;
2) созданы и функционируют Системы стандартизации и добровольной оценки соответствия Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами;
3) завершена разработка основных унифицированных документов организаций, занятых в сфере обращения с отходами и ресурсосбережении, обеспечивающих методологическое единообразие деятельности профессионального сообщества;
4) организована система подготовки и аттестации экспертов организаций, занятых в сфере обращения с отходами и ресурсосбережении;
5) продолжается разработка процедур по внедрению института страхования гражданской ответственности компаний, занятых в сфере обращения с отходами и ресурсосбережении, благодаря которому существенно повысится стабильность имущественных отношений в отходоперерабатывающей отрасли;
6) продолжается внедрение института единой системы аттестации руководителей и специалистов отходоперерабатывающей отрасли, обеспечивающий объективное подтверждение наличия у специалистов знаний, необходимых для безопасного выполнения конкретных видов работ;
7) реализуется программа поддержки малого бизнеса в подготовке кадров;
8) организован постоянный мониторинг административных барьеров в сфере обращения с отходами и ресурсосбережении в Российской Федерации.

Следует отметить повышение доверия к профессиональному сообществу со стороны органов власти всех уровней. На федеральном уровне наиболее конструктивное сотрудничество налажено с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли и Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Важную роль в таком сотрудничестве играет созданное Бюро НДТ и внедрению современных технологий.
Как правило, позиция Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами по ключевым вопросам координируется с позицией ближайших партнеров - ведущих объединений предпринимателей – Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей.

Переходя на новый этап развития, Национальное объединение организаций операторов в области обращения с отходами объявляет своими приоритетными направлениями деятельности на 2014-2015гг. следующие:

1) совершенствование системы технического регулирования в сфере обращения с отходами и ресурсосбережении;
2) совершенствование систем подготовки кадров для отходоперерабатывающей отрасли и подтверждения квалификации специалистов;
3) содействие улучшению инвестиционного климата;
4) внедрение информационно-коммуникационных технологий;
5) поддержка малого бизнеса;
6) противодействие коммерциализации саморегулирования;
7) совершенствование законодательства и методологии в сфере обращения с отходами и ресурсосбережении.

I. Развитие системы технического регулирования в сфере обращения с отходами и ресурсосбережении

1.1. Оценка состояния дел

За 2013-2014 гг. Национальное объединение организаций операторов в области обращения с отходами выполнило значительный объём работ в сфере технического регулирования в соответствии с планом работы Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами на 2013 год. Практически все поставленные задачи реализованы.

В рамках Программы стандартизации Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами создана Система стандартизации Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами, в рамках которой принято 36 стандартов Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами, влияющие на правила проведения работ в области обращения с отходами и методы их контроля, 65 стандартов находятся в разработке.
Создана и начала функционировать Система добровольной оценки соответствия Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами.

1.2. Задачи Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами

1) активно участвовать в создании и внедрении эффективной системы технического регулирования в сфере обращения с отходами и ресурсосбережении с использованием возможностей профессионального сообщества;

2) обеспечить формирование и развитие системы качества и оценки соответствия выполняемых работ в сфере обращения с отходами и ресурсосбережении.

1.3. Методы решения задачи

В 2014-2015 гг. Национальному объединению организаций операторов в области обращения с отходами необходимо продолжить работу по развитию и совершенствованию нормативно-технической базы системы технического регулирования посредством:

1) разработки предложений по совершенствованию законодательной базы технического регулирования в области обращения с отходами и ресурсосбережении;

2) софинансирования и организации разработки межгосударственных стандартов в области обращения с отходами и ресурсосбережении, стандартов и рекомендаций Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами, а также их публичного обсуждения и подготовки экспертных заключений;

3) софинансирования и организации разработки сводов правил, гармонизированных с европейскими нормами в области обращения с отходами и ресурсосбережении, обеспечивающими внедрение современных технологий и материалов в отходоперерабатывающей и ресурсосберегающей отраслях.

Повышение уровня безопасности объектов переработки и захоронения отходов и формирования в организациях, занятых в области обращения с отходами и ресурсосбережении системы качества и оценки соответствия выполняемых природоохранных работ будет осуществляться посредством:

1) методологического обеспечения применения стандартов организаций, занятых в области обращения с отходами и ресурсосбережении с целью достижения соответствия строительных работ и объектов требованиям технических регламентов, обеспечения их качества и безопасности;

2) методологического обеспечения организации и проведения внутреннего контроля организаций, занятых в области обращения с отходами и ресурсосбережении за качеством и безопасностью проведения строительных работ;

3) создания инфраструктуры, включающей высококвалифицированных экспертов по различным видам профильных работ в рамках Системы добровольной оценки соответствия Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами.

Активное участие Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами в совершенствовании законодательства о техническом регулировании необходимо, прежде всего, потому, что в настоящее время основы такого законодательства формируются на межгосударственном уровне, в первую очередь, в рамках созданного Таможенного союза. Национальное объединение организаций операторов в области обращения с отходами совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей и Минпромторгом России должно добиваться учёта особенностей отходоперерабатывающих и ресурсосберегающих технологий в принимаемых международных документах.

В условиях членства России во Всемирной торговой организации первоочередной задачей является совершенствование и развитие доказательной базы технических регламентов в области обращения с отходами: национальных и межгосударственных стандартов в области обращения с отходами и ресурсосбережении; стандартов и рекомендаций Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами.

В 2014-2015 гг. необходимо завершить разработку стандартов Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами по наиболее распространенным видам работ в сфере обращения с отходами, влияющих на безопасность окружающей среды.

Параллельно следует сформировать постоянно действующую систему актуализации стандартов Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами на основании предложений, поступающих от организаций, применяющих стандарты Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами, а также анализа причин нарушений природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами. Для этих целей следует продолжить работу по мониторингу информации нарушений природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами.

Участие Объединения в работах по гармонизации российских, европейских норм, а также норм стран БРИКС и ШОС и стандартов в области обращения с отходами не только обеспечит внедрение в отрасли современных технологий и материалов, но будет способствовать также созданию равных конкурентных условий для российских и иностранных компаний, занятых в сфере обращения с отходами.

В соответствии с Программой мероприятий по гармонизации российских и европейских нормативных документов в области обращения с отходами, утверждённой МПР России, в 2012-2013 гг. необходимо завершить работы по переводу, техническому редактированию, сопоставительному анализу по основным показателям и разработке национальных справочников НДТ и принять участие в работах по разработке сводов правил на их основе.

При разработке современных нормативных технических документов в области обращения с отходами всех уровней необходима организация взаимодействия с европейскими и международными специализированными организациями в части обмена опытом, организации взаимных консультаций и обучающих семинаров, в том числе с привлечением средств этих организаций.

В связи с появлением принципиально новых справочников НДТ на правила проведения работ в области обращения с отходами с 2014 года на первый план для организаций – членов Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ выходят вопросы их практического применения в организациях, занятых в сфере обращения с отходами, а также вопросы контроля за соблюдением требований этих стандартов в рамках Национального объединения В связи с этим необходимо продолжить работы по оказанию содействия организациям-членам РУСРЕЦИКЛИНГ в организации контроля правил ведения работ в области обращения с отходами.

Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ должно разработать методические документы, устанавливающие порядок внедрения стандартов Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ в организациях, занятых в сфере обращения с отходами и обеспечивающие организацию контроля за их соблюдением.

Созданная Система добровольной оценки соответствия Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ, разработка соответствующих методических документов позволит организациям самостоятельно организовать такую деятельность с использованием:

  • штатных экспертов организаций и привлеченных экспертов, в том числе включённых в Реестр, созданный в рамках Системы добровольной оценки соответствия Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ;
  • организаций, специализирующихся контроле в области обращения с отходами, на основании договоров, заключаемых между си организациями и специализированной организацией;
  • органов по сертификации, допущенных для проведения работ в Системе добровольной оценки соответствия Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ.

Для организаций, которые будут привлекать к контрольной деятельности профильных экспертов и органы по сертификации, необходимо продолжить развитие Системы добровольной оценки соответствия Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ. Органы по сертификации, допущенные для проведения работ в Системе, должны функционировать в каждом из федеральных округов. Реестры органов по сертификации, испытательных лабораторий и центров, экспертов Системы должны быть размещены в открытом доступе на специальном сайте Системы, созданном Национальным объединением РУСРЕЦИКЛИНГ.

В Национальном объединении строителей необходимо сформировать систему подготовки и подтверждения квалификации экспертов по контролю за соблюдением требований стандартов организаций-членов РУСРЕЦИКЛИНГ.

Внедрение системы современных стандартов на правила проведения работ в области обращения с отходами и организация эффективного контроля за их соблюдением позволит реализовать основную цель РУСРЕЦИКЛИНГ – повышение экологической безопасности и качества выполнения работ в сфере обращения с отходами.

II. Совершенствование систем подготовки кадров для отходоперерабатывающей отрасли и подтверждения квалификации специалистов

2.1. Оценка состояния дел

В 2014 году Национальным объединением РУСРЕЦИКЛИНГ завершена большая работа по внедрению единой системы аттестации руководителей и специалистов, занятых в сфере обращения с отходами. Разработаны компьютерные тесты по всем видам работ в сфере обращения с отходами, а также современное программное обеспечение на основе интернет-технологий, позволяющее проводить оценку знаний в центрах по тестированию по месту фактического нахождения организаций. Сейчас идет тестирование системы.

Значительную работу Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ проделало в направлении развития института повышения квалификации кадров отходоперерабатывающей отрасли. Разработан пакет модульных типовых программ повышения квалификации, организовано ведение реестра образовательных организаций, использующих эти программы в учебном процессе.

Вместе с тем, основные проблемы системы повышения квалификации, отмеченные в Приоритетных направлениях на 2013-2014 гг., пока не устранены. По-прежнему имеет место практика открытой торговли документами о повышении квалификации. Во многих образовательных организациях повышение квалификации носит формальный характер или не несёт современных знаний.

Следует отметить ряд проблем в системе подготовки инженеров и квалифицированных рабочих кадров для сферы обращения с отходами и ресурсосбережения. В 2011 году система высшего образования кадров в области экологии и в частности в области обращения с отходами отрасли перешла на новую форму обучения «бакалавриат-магистратура».

Свершившиеся изменения, по мнению профессионального сообщества, могут привести к ещё большему разрыву между знаниями, которыми обеспечивается выпускник высшего учебного заведения, и знаниями, которыми в практической деятельности должен обладать специалист в области обращения с отходами и ресурсосбережения.

В последние годы существенно обострилась проблема дефицита квалифицированных рабочих кадров. На большинстве строек работают иностранные рабочие низкой квалификации, преимущественно из государств – бывших республик СССР. Найти квалифицированных рабочих очень сложно. Молодежь не желает получать среднее специальное строительное образование, ощущается нехватка бюджетного финансирования этого направления.

В 2013 году Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ утвердило Положение об экспертах организаций. На его основе за счёт средств Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ было обучено около 30 экспертов. Обучение проходило в двух городах Российской Федерации.

2.2. Задачи Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ

1) обеспечить дальнейшее развитие системы подтверждения квалификации специалистов в сфере обращения с отходами и ресурсосбережения;

2) содействовать улучшению качества подготовки кадров для отходоперерабатывающей отрасли;

3) создать условия для привлечения в отрасль квалифицированных рабочих кадров;

4) развивать систему подготовки и подтверждения квалификации специалистов организаций, занятых в сфере обращения с отходами.

2.3. Методы решения задачи

В 2014-2015 гг. Национальному объединению строителей необходимо продолжить развитие единой системы аттестации руководителей и специалистов в сфере обращения с отходами, в том числе:

1) повысить качество вопросов-ответов компьютерного тестирования, сформировав систему регулярной актуализации тестов;

2) дополнить тесты вопросами обеспечения охраны труда и выполнения работ на полигонах в условиях повышенной сейсмичности;

3) обеспечить охват тестированием всех крупных и средних городов России, в которых осуществляется деятельность в сфере обращения с отходами;

4) сформировать методологию предаттестационной подготовки.

Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ должно выйти с инициативой о распространении требования об аттестации персонала на всех инженерно-технических работников, занятых в сфере обращения с отходами. Особое внимание следует уделить привлечению в отрасль молодых специалистов, их аттестации с одновременной отменой норм, препятствующих их трудоустройству в организациях отходоперерабатывающей отрасли.

В 2014-2015 гг. Национальному объединению РУСРЕЦИКЛИНГ необходимо:

1) сформировать систему непрерывной актуализации типовых программ повышения квалификации, переориентировав программы на освоение знаний о наилучших технологиях в сфере обращения с отходами. Для этого необходимо организовать ведение реестра таких технологий. Процедура актуализации типовых программ повышения квалификации должна предусматривать учёт мнений профильных Комитетов Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ;

2) обеспечить формирование системы качественной видеосвязи с учебными классами во всех крупнейших городах России (не менее 20) для организации лекций о наилучших технологиях;

3) организовать систему издания и ежегодного переиздания учебных пособий по каждой из типовых программ повышения квалификации, отражающих наилучшие технологии в сфере обращения с отходами. Указанные пособия должны размещаться на сайте Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ в открытом доступе в электронном виде для свободного использования.

Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ должно разработать стандарт на Систему управления охраной труда в области обращения с отходами и организовать обучение внедрению этого стандарта работников организаций, занятых в сфере обращения с отходами ответственных за охрану труда.

С целью сокращения разрыва между знаниями, которыми обеспечивается выпускник высшего учебного заведения, и знаниями, которыми в практической деятельности должен обладать специалист в области обращения с отходами, в 2014-2015 гг. Национальному объединению РУСРЕЦИКЛИНГ необходимо:

1) разработать профессиональные стандарты для наиболее массовых профессий и должностей в сфере обращения с отходами;

2) разработать программы послевузовской подготовки специалистов к производственной деятельности. Такая подготовка должна обеспечивать освоение выпускником высшего учебного заведения узкоспециализированных знаний, необходимых для быстрого включения молодых специалистов в производственный процесс. Программы послевузовской подготовки должны обеспечивать глубокое освоение знаний о наилучших технологиях, современном оборудовании и материалах.

Для решения проблемы дефицита квалифицированных рабочих кадров в 2014-2015 году Национальному объединению РУСРЕЦИКЛИНГ необходимо разработать комплексную программу, которая, в числе прочих мероприятий, должна предусматривать:

1) введение института подтверждения квалификации рабочих кадров;

2) разработку рекомендаций по повышению оплаты труда рабочих кадров, прошедших подтверждение квалификации;

3) участие в совершенствовании программ подготовки квалифицированных рабочих кадров.

Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ должно организовать информационную кампанию в центральных средствах массовой информации по повышению престижа квалифицированного рабочего. Необходимо под эгидой Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ продолжить развитие Национального конкурса «Одобрено экологами России» и привлечь координаторов Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ к организации региональных конкурсов.

Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ должно организовать систему анализа кадрового потенциала отходоперерабатывающей отрасли на основе баз данных, формирующихся в рамках единой системы аттестации руководителей и специалистов, занятых в сфере обращения с отходами. Аналитические материалы в разрезе России и отдельных регионов должны направляться в Минобрнауки и Минэкономразвития России, а также публиковаться на сайте Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ, в том числе для целей планирования бюджетного финансирования подготовки кадров высшими и средними специальными учебными заведениями.

В 2014-2015 гг. необходимо продолжить работу по формированию за счёт сметы Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ системы подготовки различных категорий работников организаций-членов РУСРЕЦИКЛИНГ:

  • экспертов организаций, обеспечивающих контрольную деятельность;
  • специалистов организаций по вопросам стандартизации;
  • юристов организаций;
  • специалистов по страхованию;
  • специалистов по третейскому судопроизводству;
  • специалистов по профессиональной подготовке и аттестации.

 Подготовка экспертов и специалистов организаций должна осуществляться ежегодно.

III. Содействие улучшению инвестиционного климата

3.1. Оценка состояния дел

Главные причины высокой концентрации и слабо развитой конкуренции на рынках оказания услуг по обращению с отходами производства и потребления имеют системный характер и характерны практически для всех субъектов РФ.
Одной из основных причин этого является наличие неприемлемо высоких административных барьеров, препятствующих инвестиционной активности в этой сфере. В 2014 году Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ провело исследование административных барьеров в 9 крупных городах Российской Федерации а.

По результатам исследования зафиксированы следующие основные показатели:

1) среднее количество административных процедур при реализации инвестиционного проекта – 104;

2) средняя стоимость прохождения всех процедур – около 3,5 млн. рублей.

3) средний срок, затрачиваемый на прохождение административных процедур, составляет около 1 000 дней, при этом на прохождение процедур, предусмотренных федеральным законодательством, требуется около 300 дней. 70% времени (более 700 дней) инвесторы тратят на преодоление административных барьеров, введённых субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

На основании исследования можно сделать вывод о том, что наиболее существенно ограничивают инвестиционную активность в сфере обращения с отходами:

административные барьеры, не предусмотренные федеральным законодательством, то есть сформированные на региональном и местном уровнях;

Высокий уровень административных барьеров не может не сказываться на инвестиционной привлекательности Российской Федерации. Как следствие, отходоперерабатывающая отрасль испытывает дефицит частных инвестиций. В этих условиях усиливается роль государственных и муниципальных инвестиций в сферу обращения с отходами и ресурсосбержение, однако несовершенство законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд существенно снижает их эффективность.

Необходимо срочно совершенствовать обращение с отходами производства и потребления по следующим направлениям:

  • устранение избыточных административных барьеров в целях вовлечения отходов в хозяйственный оборот и отмена лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности;
  • совершенствование законодательства в части обеспечения предоставления налоговых льгот, льгот по неналоговым платежам, а также предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов при использовании вторичных ресурсов, обезвреживании и использовании отходов производства и потребления, рекультивации, расширении и строительстве объектов размещения отходов;
  • совершенствование законодательства субъектов Российской Федерации в части разработки региональных программ по некоторым видам вторичного сырья и региональных программ обращения с отходами;
  • для обеспечения эффективного стимулирования видов деятельности в области обращения с отходами представляется целесообразным расширить в ОКВЭД перечень этих видов деятельности.

Необходимо предусмотреть меры по развитию конкуренции при подготовке и корректировке Региональных целевых программ субъекта по обращению с отходами, в том числе:

  • расширение пропаганды опыта работы организаций малого и среднего предпринимательства, функционирующих в области селективного сбора ТБО;
  • активизация работ по организации стационарных и передвижных пунктов приема вторичных материальных ресурсов от населения и выделения под размещение данных пунктов необходимых земельных участков и помещений.

При организации антимонопольного контроля на территории в субъектах РФ необходимо сконцентрировать внимание на деятельности органов исполнительной власти, с целью недопущения и пресечения попыток и действий, связанных с лоббированием интересов подведомственных им хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по обращению с отходами производства и потребления и предоставления таким хозсубъектам преференций.

Выход может быть заложен в законопроекте о Федеральной контрактной системе, в концептуальных положениях которой заказчику предоставляется больше свободы в выборе форм проведения закупок (в том числе возможность использования предквалификации), вводится запрет демпинга, внедряется типизация договоров, совершенствуются процедуры закупок, увеличивается информационная открытость системы. Вместе с тем, проектируемая федеральная контрактная система не предусматривает участия системы саморегулирования в конкурсных процедурах определения исполнителей государственного и муниципального заказа, что является её недостатком.

В серьёзном реформировании нуждается система ценообразования в области обращения с отходами, которая должна гибко реагировать на изменения стоимости рабочей силы, оборудования, а также учитывать наилучшие технологии в области обращения с отходами.

Существенным источником финансирования отходоперерабатывающей отрасли может быть банковский сектор. Однако уровень ипотечного кредитования первичного рынка пока остаётся очень низким.

3.2. Задача Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ

Активно участвовать в формировании благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации.

3.3. Методы решения задачи

В 2014-2015 гг. Национальному объединению РУСРЕЦИКЛИНГ необходимо продолжить участие в реализации поручения Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2012 года № ДК-П9-976, предписывающего высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации принять исчерпывающие меры по устранению избыточных административных барьеров.

Необходимо продолжить работу по ежегодному мониторингу административных барьеров в области обращения с отходами с охватом всё большего количества городов Российской Федерации. Исследование должно охватывать также проблематику открытости информации о предоставлении государственных или муниципальных услуг, необходимых в инвестиционном цикле в области ресурсосбережения и отходопереработки. Результаты исследования должны направляться в органы государственной власти для принятия соответствующих мер по реальному сокращению количества административных процедур.

По итогам исследования необходимо подготовить пакет типовых административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, иных документов, определяющих количество, сроки и стоимость административных процедур при реализации инвестиционных проектов в сфере ресурсосбережения и отходопереработки. Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ должно всемерно способствовать внедрению информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающих взаимодействие в электронной форме застройщика и органов публичной власти при прохождении административных процедур.

Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ должно уделить особое внимание совершенствованию законодательства в сфере обращения с отходами.

Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ должно продолжить активное участие в совершенствовании законодательства о государственных и муниципальных закупках. Необходимо добиваться внедрения эффективного института предквалификации в системе госзакупок, отмены электронных аукционов как единственной формы размещения госзаказов в строительстве, борьбы с демпингом.

Необходимо организовать ведение на сайте Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ реестра добросовестных подрядчиков, в том числе участников государственного и муниципального заказа. Соответствующее положение должно быть утверждено Советом Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ.

IV. Внедрение информационно-коммуникационных технологий

4.1. Оценка состояния дел

Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ выполнило основные задачи, поставленные приоритетными направлениями на 2013-2014 гг. по формированию электронных баз данных. На сайте Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ сформированы следующие электронные базы данных с поисковыми системами:

1) реестр страховых компаний, работающих в сфере страхования рисков при производстве работ в сфере обращения с отходами;

2) реестр образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в сфере обращения с отходами;

3) реестр аттестованных специалистов и руководителей,занятых в сфере обращения с отходами;

Указанные базы данных являются открытыми для всеобщего использования в сети «Интернет», и имеют большую посещаемость пользователей сети.

Вместе с тем, строительная отрасль Российской Федерации демонстрирует существенное отставание в вопросе развития электронных технологий, в том числе обеспечивающих взаимодействие участников, занятых в сфере обращения с отходами.

4.2. Задачи Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ

1) продолжить развитие открытых электронных баз данных на сайте Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ;

2) содействовать модернизации строительной отрасли в части широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий.

4.3. Методы решения задач

Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ должно продолжить развитие созданных электронных баз данных, обеспечивая их наполнение актуальной информацией и расширяя удобство использования. Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ должно организовать разработку модельных автоматизированных информационных систем, рекомендуемых для внедрения в работу организаций-членов РУСРЕЦИКЛИНГ (в том числе на основе передового опыта).

Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ должно сформировать на своём сайте новые открытые электронные базы данных строительной отрасли, в том числе:

1) реестр выставок в сфере обращения с отходами и ресурсосбережения;

2) реестр наилучших технологий в сфере обращения с отходами;

3) фонд нормативных технических документов в сфере обращения с отходами;

4) реестр добросовестных подрядчиков в сфере обращения с отходами;

5) реестр экспертов организаций.

Национальному объединению РУСРЕЦИКЛИНГ необходимо всемерно поддерживать внедрение информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающих взаимодействие в электронной форме органов публичной власти с организациями-членами РУСРЕЦИКЛИНГ и иными участниками отношений в сфере обращения с отходами.

V. Поддержка малого бизнеса

5.1. Оценка состояния дел

В 2013-2014 гг. Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ большое внимание уделяло поддержке малого бизнеса в сфере обращения с отходами. В Национальном объединении РУСРЕЦИКЛИНГ создан и эффективно работает Комитет по поддержке малого бизнеса. Реализуется масштабная программа поддержки малого бизнеса в подготовке кадров, которой охвачено более 10 городов Российской Федерации.

5.2. Задача Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ

Формирование благоприятной среды для деятельности малого бизнеса в области обращения с отходами.

5.3. Методы решения задачи

Необходимо продолжить реализацию Программы поддержки малого бизнеса в подготовке кадров. При этом необходимо повысить контроль за качеством учебной деятельности. Программы повышения квалификации, реализуемые в рамках Программы, должны содержать сведения о наилучших технологиях в области обращения с отходами, используемых при выполнении соответствующих видов работ.

Комитет по поддержке малого бизнеса Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ должен внести конкретные предложения по определению направлений поддержки микро- и малого бизнеса в области обращения с отходами.

VI. Противодействие коммерциализации

6.1. Оценка состояния дел

В целях предупреждения торговли Удостоверениями о повышении квалификации в 2014 году проводилась работа по проведению легендированных закупок. В ходе этой работы выявлены случаи незаконной выдачи таких Удостоверений.

Искоренить коммерциализацию пока не удалось. Однако следует отметить снижение уровня объёмов рекламы деятельности по торговле документами о повышении квалификации и т.п.

6.2. Задача Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ

Содействие органам государственной власти в искоренении коммерциализации, формирование обстановки общественной нетерпимости в отношении недобросовестных организаций.

6.3. Методы решения задачи

Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ должно развернуть широкомасштабную работу по мониторингу состояния системы дополнительной профессионального образования. Систематически на сайте Объединения должны размещаться открытые доклады Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ:

1) о состоянии рынка торговли документами о повышении квалификации в сфере обращения с отходами;

2) о ходе исполнения государственных контрактов на работы в сфере обращения с отходами, объёмом свыше 300 млн. руб.

Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ должно продолжить добиваться изменений законодательства, направленных на становление отрасли ресурсосбережения.

VII. Совершенствование законодательства и методологии в сфере обращения с отходами

7.1. Оценка состояния дел

В 2013-2014 гг. Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ в области методологии обращения с отходами производства и потребления выполнило значительный объём работ в соответствии с приоритетными направлениями деятельности на 2013-2014 гг. и планом работы Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ на 2015 год. Практически все поставленные задачи реализованы. Разработаны и утверждены Советом Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ необходимые в текущей деятельности организаций-членов РУСРЕЦИКЛИНГ унифицированные документы. Налажена система устных и письменных консультаций организаций-членов РУСРЕЦИКЛИНГ.

В практической деятельности организаций, занятых в сфере обращения с отходами выявилось множество недостатков законодательства, которые подлежат устранению. Указанные недостатки выявлены и систематизированы специально созданной рабочей группой, в состав которой вошли представители 16 организаций.

7.2. Задача Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ

Совершенствование законодательства, а также методологической работы в области обращения с отходами.

7.3. Методы решения задачи

Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ должно продолжить активную работу в области методологии обращения с отходами.

Национальному объединению РУСРЕЦИКЛИНГ необходимо разработать пакет форм типовых договоров подряда и утвердить рекомендации по их применению организациями-членами РУСРЕЦИКЛИНГ на основании унифицированных правил РУСРЕЦИКЛИНГ. При разработке форм таких договоров необходимо основываться на соответствующих международных стандартах ISO.

Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ должно продолжить работу по совершенствованию и развитию системы страхования строительных рисков.

Национальное объединение РУСРЕЦИКЛИНГ должно обеспечить широкое обсуждение подготовленных поправок в законодательство в области обращения с отходами и их внесение на рассмотрение Государственной Думы. Предложенные Рабочей группой Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ поправки по подготовке изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» не затрагивают концептуальных основ обращения с отходами в РФ, они нацелены на оптимизацию существующей системы.