Сегодня в ресурсосбережение надо
и деньги вкладывать, и создавать соответствующие условия.

В. Путин

История саморегулирования

История саморегулирования в России

Е.А. Есина

путин 2
«Рассчитываю, что саморегулирование
станет одним из столпов
сильного гражданского общества в России».
В. Путин

Саморегулирование и самоуправление в России было сформировано несколько столетий тому назад. Первоначально деятельность самоуправления опиралась на правовые институты, такие как адвокатура и объединение адвокатов. Организованная в 1870 году Московская биржа, которой поручалась оберегать интересы биржевого общества перед государственными и социальными корпорациями, стала прототипом саморегулирующей организации.

Начиная с 90-х годов основы саморегулирования применялись в управлении деятельности профессиональных членов рынка ценных бумаг и профессиональных таксаторов.

С этого момента, саморегулирование в России стало широко известным почти во всех только появившихся сферах социальной жизни. Можно сказать, что саморегулирование является основной производственной единицей, которая связывает трудящихся единой профессии, то есть иными словами, саморегулирование – это профессиональный союз. В традиции каждого цеха входят определенные профессиональные познания, навыки, мастерство и выполнение определенных правил, требующиеся от трудящихся. Цех выполняет функцию защиты прав своих работников перед другими личностями. СРО свойственны такие же функции, которыми обладает цех.

В указе Федеральной комиссии ценных бумаг и рынка акционерного капитала от 12 июля 1995 года, где было ратифицировано положение о ведении таблицы обладателей личных ценных бумаг, был упомянут термин «саморегулируемые организации». Тем самым был укреплен законное положение саморегулируемой организации. Добровольные неторговые предприятия, образованные профессиональными членами биржи ценных бумаг и работающие согласно законам Российской Федерации о ценных бумагах назывались саморегулируемыми организациями. В начале понятие «саморегулируемая организация» применялось к рынку акционерных капиталов. Саморегулируемые организации формировались специалистами рынка ценных бумаг и учреждениями, осуществляющими эмиссию.

Руководство саморегулируемых организаций создавали нормы деятельности по ведению реестров, отправляли в Федеральную комиссию запросы о предоставлении разрешений на право реализовывать профессиональную деятельность участниками организации.

В Российской Федерации усовершенствование деятельности саморегулируемых организаций основывалось на двух этапах. 1995 по 1998 год период первого этапа - укрепление понятия «саморегулируемая организация». В этот период законный статус саморегулируемой организации был установлен во всех нормативных актах, учитывая только рынок ценных бумаг. Начиная с 1998 года настал второй этап, вершиной которого оказался 2002 год. На втором этапе осуществлялось образование саморегулируемых организаций в разных областях предпринимательской деятельности, участие в которых обязывало некоторые индивидуальные группы предпринимателей.

История возникновения российских СРО

История процесса саморегулирования на Руси простирается более чем на 140 лет (это не учитывая время, когда существовало русское общинное самоуправление).

Именно самоуправление стало фундаментальной основой такого института права, как адвокатура и коллегия адвокатов. Во время проведения правовой реформы 1864 года адвокатуру создавали как самоуправляющуюся организацию. Более 20 лет назад обязательная необходимость быть членом адвокатуры прочно укрепилась Законом СССР «Об адвокатуре в СССР» (был принят 30 ноября 1979 года). До того, как указанный Закон был принят, этот вопрос регулировали с помощью различных нормативных правовых актов, но при этом необходимость членства в адвокатуре сохранялась. Еще одним «предком» саморегулируемой организации можно вполне заслуженно считать Московскую биржу, которая была создана в 1870 году. Ее устав гласил, что на ее представительный орган - биржевой комитет - была возложена обязанность защищать интересы биржевого сообщества перед какой-либо государственной и общественной организацией. Идентичная идеология находится и в «сердце» деятельности нотариата как такового и нотариальных палат, кстати, с давнего времени.

Новейшая история российских саморегулируемых организаций уже не ограничена Законом «О саморегулируемых организациях», который вступил в силу с 1 декабря 2007 года. Его суть заключается в том, что государство должно делиться функциями контроля и регулирования отраслей в пользу саморегулируемой организации, оставляя при этом за собой право контроля над тем, как ведут себя участники рынка.
Новейший этап в становлении СРО в России.

В полной мере модель саморегулируемой организации в Российской Федерации реализуется пока лишь в двух разновидностях профессиональной деятельности – это деятельность арбитражных управляющих и оценочная деятельности - именно в этих областях уже на протяжении нескольких лет имеет место непременное участие в саморегулируемой организации вместо лицензирования.

С 1 января 2010 года обязательное членство было введено среди представителей российского аудита, а также в строительной сфере деятельности. Вместо лицензии, которую раньше выдавал чиновник, допуск на строительные работы предоставляют сейчас СРО своим членам, в системе саморегуляции которой предусматривается материальная ответственность посредством образования компенсационного фонда и страхования, где в качестве контролера за этой деятельностью выступают сама организация саморегулирования, а государству остается только надзирать за СРО, а не за конкретно взятым субъектом той или иной деятельности.

Самыми перспективными для саморегуляции области бизнеса в Российской Федерации на сегодняшний день считается деятельность в области кадастра, бухгалтерского учета и туризма. При этом бизнес-общество уже выступает за то, чтобы СРО вводили в сельское хозяйство, транспорт, связь, рыболовство, страхование и даже оптовую и розничную торговлю. Во многих автономных округах России предприятия, принадлежащие к самым разным сферам бизнеса и их сообщества и союзы уже постепенно примеряют себя к роли саморегулируемой организации, занимаются разработкой проектов нормативов и правил саморегулирования. И теперь они ожидают основополагающего шага от исполнительной ветви власти, который даст им возможность в реальности обрести в порядке, установленном законом, статус СРО.

Саморегулируемые организации: международный опыт саморегулирования

Пожалуй, самым ярким примером зарубежного саморегулирования является система регулирования рекламы в США. В начале века сильно стало возрастать недовольство общественности качеством рекламы. То есть просто не устраивала её неэтичность и недостоверность. Именно таким образом в 1906-1912 г. были созданы так называемые комитеты бдительности. Хоть эти комитеты были созданы верхушками, но всё же были общественными, а не государственными. Именно эти комитеты разработали кодексы рекламы, стали проводить переговоры с рекламодателями для того, что бы изменить рекламные сообщения.

Можно смело сказать, что чуть ли не каждый бизнес от малого и до большого в странах Европейского Союза, США и Канады являются саморегулируемыми организациями. Ведь на самом деле, любые профессионалы, будь то хоть от парикмахера и до акушера, все являются членами какой-нибудь да отрасли СРО.

Именно это объясняется то, что местные потребители получают такой качественный товар и сферу услуг, и только такой. И при всём этом как ни в США, как ни в Европе нет такого большого количества институтов сертификации, лицензирования. Или же столько большого штата чиновников, которые выполняют контроль за ходом работы бизнесов, как например, в нашей стране.

Как-то в одном из своих выступлений Эльвира Набиуллина, будучи министром экономического развития Российской Федерации, дала список таких сфер бизнеса, которые наиболее хорошо подходят для саморегулирования. Туда относятся такие деятельности как туристическая, строительная, бухгалтерская и кадастровая. И при всём при этом различные бизнес сообщества уже активно ратуют за то, что бы ввести СРО и в сельское хозяйство, рыболовство и даже в оптовую/розничную торговлю.

Что такое СРО?

Современная трактовка термина «саморегулирование» выглядит таким образом:
Саморегулирование – это законная регуляция определенных видов рынков и областей деятельности непосредственно экономическими агентами, со строго урегулированным вмешательством государственной власти. В Законе РФ «О саморегулируемых организациях» приводится такое определение: «СРО - это организация некоммерческого типа, которая создается с целью саморегуляции и основывается на обязательном членстве в ней, а также объединяет между собой отдельных субъектов предпринимательской деятельности, основываясь при этом на единстве отрасли изготовления товаров (или услуг), или объединяет субъектов профессионально направленной деятельности определенной разновидности».

Саморегулирование предусматривает определение четких правил действий субъектов рыночной деятельности, в том числе и применение санкций за нарушение этих законов, и механизм урегулирования конфликтов, возникающих между участниками рынка, а также неукоснительного их соблюдения. Все это в какой-то мере выступает своеобразным ограничением свободы экономических агентов, которые являются участниками СРО. Но также следует отметить, что правила игры и непосредственно урегулирование конфликтов и споров происходят при помощи и содействии самих участников рынка, без вмешательства государственной власти напрямую, но тем не менее под ее пристальным надзором.

Уникальность СРО

Уникальность саморегулируемой организации заключается, прежде всего, в том, что, с одной стороны, такие организации, по сути, принимают на себя государственное регулирование. Но вместе с тем их деятельность ни в коей мере не вступает в противоречие с нормативами, созданными государственной властью. На сегодняшней ступени развития экономики саморегулирование характеризуется как самая совершенная модель взаимоотношений между производителями товаров и услуг и их потребителями.

Саморегулируемые организации изготовителей товаров с одной стороны встают на защиту интересов своих членов, как в условиях рынка, так и перед государством. Вместе с тем СРО с чрезвычайной тщательностью подходят и к уже имеющимся членам, и к принятию новых.

Ведь главный принцип современной саморегулируемой организации – материальная ответственность за каждого отдельно взятого субъекта, который в нее входит. А это значит, что количество случайных компаний, которые являются некомпетентными, непрофессиональными и просто мошенническими, частных предпринимателей и фирм в СРО сведут до минимального числа - СРО станет невыгодно давать членство в ней «темным и серым» бизнесам, так как при этом они будут нести за них общую материальную ответственность. Государство в этом случае, просто выдавая лицензии участникам рынка, не может ежеминутно осуществлять контроль над их последующей деятельностью.

Потребитель, когда вступает в деловые соотношения с членом саморегулируемой организации, конечно же, выигрывает - какие-либо ошибки, неточности и недоделки со стороны поставщика и производителя на основании предъявленного к члену СРО иска должны компенсироваться его саморегулируемой организацией. К тому же государство-лицензиат перед потребителем фактически никакой ответственности не несет, а это значит, что компенсацию потребитель от него требовать не вправе.

Роль СРО в малом и среднем бизнесе

Фактически полностью регуляция малого и среднего бизнеса в государствах Европы, США и Канады происходит посредством саморегулируемых организаций.

Кого бы вы ни взяли для примера - будь то стоматолог, акушер, фармацевт, производитель пива, фермер, парикмахер, - каждый профессионал в своем деле, каждая даже микроскопических размеров фирма выступает членом той или иной саморегулируемой организации согласно своей сфере деятельности. По этой причине местный потребитель получает исключительно высококачественный товар и сервис.

Они едят штрудель, пьют настоящее живое пиво и натуральный сок. И при всем этом ни в Европе, ни в Штатах не существует такого огромного количества институтов по сертифицированию и лицензированию, отсутствует такой гигантский штат аппарата чиновников, которые осуществляют контроль над выполнением правил и стандартов в бизнесе, как это мы видим в Российской Федерации или Украине.

В 1990-е годы 20 столетия мысль о саморегулировании всплыла на поверхность, когда с точки зрения законодательства оформлялись условия деятельности и осуществления контроля над профессиональными членами рынка в сфере ценных бумаг, а также оценщиков. Но полноценное саморегулирование у оценщиков так и не получилось и по сегодняшний день. Хотя на фондовом рынке недавно вступила в законное функционирование концепция, которая гласит: «одна разновидность деятельности - одна саморегулируемая организация». Тем не менее, эксперты продолжают изучение международного опыта и усовершенствование системы саморегулируемых организаций на фондовом рынке.

Идеология СРО в России

Саморегулируемая организация - это организация некоммерческого типа, которую создают для осуществления саморегуляции. Она основывается на членстве, которое объединяет субъектов частной предпринимательской деятельности на основании единства сферы производства товаров (работ, услуг) либо рынка изготовленных товаров (работ, услуг). Также она может объединять субъектов профессиональной деятельности какого-либо типа.

В Российской Федерации последовательность создания и функционирования саморегулируемой организации, ее главные цели и задачи регулирует Закон N 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», а также федеральные законы, которые регулируют вид деятельности, соответствующий их членам.

Основополагающая идея саморегулируемой организации заключается в перекладывании контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в какой-либо сфере с государственной власти непосредственно на субъектов рынка. При этом с государственной власти было бы снято на самом деле чрезмерно большое число функций и, как результат, были бы снижены расходы госбюджета. При этом акцент непосредственно государственного контроля постепенно уходил бы с контроля над деятельностью в область контроля над итогами деятельности. В связи с тем, что имело место внедрение института СРО, в поступательном порядке произойдет отмена лицензирования отдельных разновидностей деятельности.

Саморегулирование или «Мусорная» вакханалия

В конце июня 2012 года в законную силу вступили поправки в действующий Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», отменяющие лицензии на сбор и использование отходов I-IV классов опасности. По замыслу Минприроды России, изменения должны способствовать сокращению отходов производства и потребления путем вовлечения их в хозяйственный оборот.

Наличие лицензии никогда не было препятствием для нелегального сбора отходов. Теперь любой гражданин имеет право заняться сбором отходов.

Недобросовестные сборщики формируют заниженную стоимость своих услуг путем того, что размещают отходы на несанкционированных объектах. Это уже вызвало в стране резкий рост несанкционированных захоронений опасных промышленных отходов как на отведенных свалках ТБО, так и просто методом элементарного закапывания в лесах, карьерах и на сельскохозяйственных землях, на внутризаводских полигонах.

Отмена лицензирования открыла двери в этот бизнес и для недобросовестных людей.
В декабре 2014 года вступили в силу очередные поправки действующий Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ возвращающие лицензирование.

Тем не менее, единственным выходом из ситуации эксперты называют введение системы саморегулируемых организаций (СРО), которые будут задавать свои стандарты качества на рынке и контролировать сборщиков, перевозчиков и переработчиков отходов.