Сегодня в ресурсосбережение надо
и деньги вкладывать, и создавать соответствующие условия.

В. Путин

История создания

История некоммерческого партнерства «Национальное объединение организаций операторов в области обращения с отходами» неразрывно связана с историей отечественной промышленности и предприятий ЖКХ.

Основные предприятия-члены НП «Русрециклинг» были созданы еще в советский период, когда до 1990 г. в СССР в системе Госснаба существовала эффективная система учета и использования вторичного сырья, которую считали мощным фактором ресурсосбережения. Сегодня государственная система учета, сбора и использования вторичных ресурсов в РФ практически отсутствует.

При переходе к рыночной системе хозяйствования не были созданы условия, которые стимулировали бы использование вторичных ресурсов в производственной деятельности. Специализированные предприятия, занимавшиеся переработкой вторичных материалов, акционировались и частично перешли на другие виды деятельности.

Разрушение централизованной системы сбора и переработки отходов и общее падение промышленного производства в последние годы резко снизили объемы их использования.

В 2012 г. было принято решение о создании Некоммерческого партнерства «Национальное объединение организаций операторов в области обращения с отходами» Советом Партнерства принята Стратегия развития НП «Русрециклинг», предусматривающая выработку общих принципов отраслевой политики, от создания единой отраслевой электронной площадки до разработки национальных стандартов, реализующих требования ВТО и стимулируют развитие отечественного малого и среднего бизнеса, а также развитие саморегулирования в отрасли во исполнение поручений Президент РФ.

Продолжена работа по оптимизации и повышению эффективности всех направлений деятельности, неблагоприятная рыночная конъюнктура в конце 2012 года стала одним из стимулов к этой работе. Партнерству удалось достичь весомых результатов в совершенствовании системы корпоративного управления и повышении уровня информационной прозрачности, в частности, стать площадкой конструктивного диалога между бизнес - сообществом, государственной властью и общественными объединениям, позволяющей реализовывать схемы государственно-частного партнёрства в области обращения с отходами и производства продукции из вторичных материальных ресурсов, осуществлять различные варианты финансовой сборки природоохранных и ресурсосберегающих проектов, формирования реестра наилучших доступных технологий, создание экспертного сообщества ресурсосберегающей отрасли РФ.

В феврале 2013 году инициирована новая стратегия Партнерства. Запущена работа над новыми проектами в секторе ресурсосбережения по различным субъектам РФ, в частности по Смоленской, Московской, Липецкой и Ленинградской областям, Республике Ингушетия. Основными критериями выбора видов отходов, которые заложили в концепцию пилотного проекта, стали объемы образования отходов, перспективы увеличения, влияние на окружающую среду и оценке риска здоровью населения, возможность эффективного вторичного использования.

Активизирована совместная с Росстандартом программа разработки национальных стандартов в целях выполнения требований ВТО и защиты отечественного бизнеса в области ресурсосбережения и обращения с отходами. Промышленность и общество нуждаются в выработке новой экологической промышленной политики. В этой связи подготовлена Концепция становления развития отрасли ресурсосбережения до 2020 года.

Подписано Соглашение с РОСНАНО по формированию и развитию нового направления «Индустрия наносистем в сфере ресурсосбережения и обращения с отходами».

Создан научно-технический совет, который проводит работу по экспертизе технологий для подготовки Национального Реестра НДТ (наилучших доступных технологий). Еще одной управленческой мерой руководства Партнерства стала работа по повышению коэффициента переработки ТБО, а также техногенных месторождений с тяжелой трудно-извлекаемой фракцией металлов.

В частности разрабатывается комплексная программа восполнения сырьевой базы шлаковых отвалов отходов металлургического производства. Эти меры направлены на формирование цивилизованного рынка оборотного ресурсосберегающего цикла отходов и цивилизованного рынка коммерческих операций с вторичными материальными ресурсами.

Достижение указанной цели позволит реформировать отрасль в привлекательный для инвестиций сектор экономики, создать новые рабочие места, и существенно, не менее чем на 2 %, увеличить ВВП.

Подготовлено 2 новых законопроекта и 8 поправок в действующие федеральные законы в области ресурсосбережения и обращения с отходами. Подготовлено 8 модельных законов для субъектов Российской Федерации, в том числе для Республики Крым и Севастополя.

Для становления отрасли ресурсосбережения в сфере обращения с отходами необходимо дальнейшее реформирование системы законодательного регулирования