Сегодня в ресурсосбережение надо
и деньги вкладывать, и создавать соответствующие условия.

В. Путин

Экспертный научно-технический совет

УТВЕРЖДЕНО
Решением Совета Национального объединения
организаций операторов в области обращения с отходами,
протокол от 11 ноября 2013 г. № 2
(с изменениями, утвержденными решением
Совета Национального объединения организаций
операторов в области обращения с отходами,
протокол от 11 мая 2014 г. № 4

ПОЛОЖЕНИЕ
об Экспертном научно-техническом Совете Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами «РУСРЕЦИКЛИНГ» (далее – Экспертный Совет)

1. Общие положения

1.1. Экспертный Совет является постоянно действующим консультативным органом Национального объединения РУСРЕЦИКЛИНГ (далее – Объединение) созданным для проведения экспертиз российских инновационных технологий в области обращения с отходами и ресурсосбережения в целях содействия становлению и развитию реализации государственной политики в области ресурсосбережения.

1.2. Экспертный Совет создается Советом Объединения и подотчетен ему.

1.3. В своей деятельности Экспертный Совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Федерального закона «Об отходах производства и потребления», нормативных актов органов государственной власти в области обращения с отходами, наилучшими доступными технологиями, Уставом Объединения, Совета Объединения, настоящим Положением.

1.4. Деятельность Совета основана на принципах независимость субъектов экспертной деятельности.

2. Задачи Экспертного Совета

Основными задачами Экспертного Совета являются:

  • анализ и экспертиза российских инновационных технологий в области обращения с отходами и ресурсосбережения в целях отнесения их к НДТ;
  • определение приоритетных направлений внедрения ресурсосберегающей техники и технологий, рассмотрение причин, сдерживающих их внедрение;
  • выработка предложений по стимулированию использования научно-технических достижений.

3. Функции Экспертного Совета

На Экспертный Совет возложено осуществление следующих функций:

  • комплексный анализ и экспертиза российских инновационных технологий на соответствие НДТ;
  • подготовка предложений по отнесению российских инновационных технологий к НДТ;
  • направление в органы государственной области и их структурные подразделения экспертных заключений, отзывов, предложений и замечаний на проекты технологий;
  • взаимодействие с органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, со средствами массовой информации, с целью получения информации в рамках осуществления своей деятельности, анализ социологических исследований по вопросам НДТ;
  • изучение, анализ и экспертиза поступающих в Экспертный Совет документов и иных материалов по российским инновационным технологиям и импортозамещению;
  • изучение отечественного и зарубежного опыта в области обращения с отходами и ресурсосбережения, подготовка предложений по его использованию в экспертной и законодательной деятельности;
  • привлечение в установленном порядке к работе для изучения, анализа и обобщения поступающих в Экспертный Совет документов и иных материалов специалистов и независимых экспертов;
  • организация и проведение научно-исследовательских и научно-практических работ по разработке и совершенствованию методов и программ по внедрению российских инновационных технологий.

4. Структура и состав Экспертного Совета

4.1. Членами Экспертного Совета могут являться лица, имеющие высшее техническое или химическое образование, опыт работы в сфере обращения с отходами и в области ресурсосбережения более 2-х лет и, как правило, занимающие в организациях должность заместителя руководителя исполнительного органа, курирующего правовые вопросы, руководителя правового подразделения.

В исключительных случаях по решению Совета Объединения в состав Экспертного Совета могут быть включены лица, не имеющие высшего технического или химического образования, являющиеся признанными специалистами в сфере обращения с отходами и в области ресурсосбережения и обладающие значительным опытом работы в отрасли.

4.2. Персональный состав Экспертного Совета утверждается решением Совета Объединения. Правом вносить предложения по Составу Экспертного Совета наделены:

  • Президент (Вице – президент, курирующий деятельность Экспертного Совета) Объединения - до 5 кандидатов;
  • окружные конференции членов Объединения - каждая до 3-х кандидатов.

4.3. Предложения о кандидатах в члены Экспертного Совета направляются в Аппарат Объединения. Аппарат Объединения осуществляет проверку соответствия кандидатов в члены Экспертного Совета требованиям, установленным в пункте 4.1 настоящего Положения.

4.4. Экспертным Советом могут быть образованы экспертные группы по направлениям законодательства и по конкретным вопросам плана работы. К работе экспертных групп могут быть привлечены квалифицированные специалисты, не являющиеся членами Экспертного Совета. Порядок деятельности экспертных групп определяется Экспертным Советом.

4.5. Председатель Экспертного Совета назначается решением Совета Объединения. Заместители Председателя Экспертного Совета, в количестве не более 2-х человек, утверждаются Экспертным Советом по представлению Председателя Экспертного Совета. Руководители экспертных групп назначаются решением Экспертного Совета.

4.6. Член Экспертного Совета вправе добровольно прекратить свое членство в Экспертном Совете, написав соответствующее заявление. В этом случае членство в Экспертном Совете прекращается с даты подачи соответствующего заявления.

Члены Экспертного Совета могут быть исключены из его состава решением Совета Объединения по представлению Председателя Экспертного Совета в случае неучастия более чем в двух заседаниях Экспертного Совета подряд без уважительных причин.

5. Порядок принятия решений Экспертным Советом

5.1. Члены Экспертного Совета обладают равными правами при обсуждении проектов решений. Решения Экспертного Совета принимаются простым большинством голосов от общего количества присутствующих членов Экспертного Совета. Решения Экспертного Совета оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании Экспертного Совета.

Каждый член Экспертного Совета, не согласный с решением Экспертного Совета, имеет право изложить письменно свое особое мнение по рассматриваемому вопросу, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания Экспертного Совета.

5.2. Член Экспертного Совета, голосовавший за принятое решение по существу рассматриваемого вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством членов. В таком случае письменное несогласие члена Экспертного Совета также приобщается к протоколу заседания Экспертного Совета.

6. Порядок проведения совещаний Экспертным Советом

6.1. В целях оптимизации работы Экспертного Совета, а также по вопросам подготовки проектов документов, рассматриваемых на заседаниях Экспертного Совета, по вопросам совершенствования деятельности Экспертного Совета, члены ЭС вправе проводить совещания.

6.2. В совещаниях Экспертного Совета могут принимать участие представители органов Министерства природных ресурсов, Минэкономразвития, работники государственных, коммерческих и общественных организаций, имеющих отношение к обсуждаемому вопросу, а также представители средств массовой информации.

7. Обеспечение деятельности Экспертного Совета

7.1. Деятельность Экспертного Совета строится в соответствии с планом работы Экспертного Совета, утверждаемым Президентом (Вице–президентом, курирующим деятельность Экспертного Совета) Объединения. Поручением Президента Объединения может быть определено внеплановое рассмотрение Экспертным Советом отдельных вопросов.

7.2. План работы Экспертного Совета формируется на основании поручений Всероссийского съезда, Совета Объединения, Президента (Вице–президента, курирующего деятельность Экспертного Совета) Объединения.

7.3. С инициативой перед Президентом (Вице-президентом, курирующим деятельность Экспертного Совета) Объединения о внесении вопроса в план работы Экспертного Совета могут выступить с организации-члены Объединения, Окружные конференции, Комитеты Объединения, Председатель Экспертного Совета. Президент (Вице-президент, курирующий деятельность Экспертного Совета) Объединения вправе самостоятельно инициировать внесение вопросов в план работы Экспертного Совета.

7.4. Для включения вопроса в план работы Экспертного Совета, как правило, требуется наличие следующих материалов:

  • заявка на проведение научно-технической экспертизы;
  • проекты технологических решений;
  • общая информация о рассматриваемой отрасли промышленности, включая указание о конкретном виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в Российской Федерации, описание основных экологических проблем отрасли;
  • описание технологий и технологических процессов, используемых в настоящее время в рассматриваемой отрасли промышленности;
  • текущие уровни выбросов и потребления;
  • определение наилучшей доступной технологии;
  • перечень основного технологического оборудования, включая преимущества внедрения для окружающей среды, экономические показатели, данные об ограничении применения наилучшей доступной технологии;
  • информация о перспективах внедрения технологии;
  • обоснование необходимости экспертизы представленных документов.

7.5. План работы Экспертного Совета должен содержать:

  • наименование документа, подлежащего экспертизе, или тематику обобщения судебной практики;
  • документы, представленные в качестве основания инициативы проведения экспертизы;
  • планируемые сроки подготовки заключений по рассматриваемым проектам;
  • фамилию, имя, отчество ответственных исполнителей, членов экспертной группы.

7.6. Изменения в план работы Экспертного Совета вносятся в порядке его утверждения.

8. Порядок проведения научно-технической экспертизы на соответствие НДТ

8.1. В процессе экспертизы, проводимой в соответствии с утвержденным планом работы или во внеплановом порядке, Экспертный Совет может исследовать следующие основные вопросы в отношении представленных документов:

8.1.1. достаточность обоснования представленной технологии НДТ;

8.1.2. соблюдение принципа разграничения предметов ведения и компетенции;

8.1.4. соблюдение формальных внешних реквизитов и внутренней структуры документа.

8.2. Порядок определения технологии в качестве НДТ

8.2.1. Экспертиза по определению технологии в качестве НДТ проводится членами Экспертного Совета в соответствии с методическими рекомендациями по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии.

8.2.2. При определении технологии в качестве НДТ члены Экспертного Совета должны рассмотреть их соответствие следующим критериям:

  • наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду;
  • экономическая эффективность внедрения и эксплуатации технологии;
  • техническая возможность совершенствования технологии;
  • применение ресурсо- и энергосберегающих методов;
  • период внедрения технологии;
  • промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах в Российской Федерации, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

8.2.3. Проведение экспертизы представленный в Экспертный Совет технологии в качестве НДТ включает следующие обязательные этапы:

  • формирование экспертной рабочей группы для проведения экспертизы технологии в качестве НДТ и утверждение ее состава;
  • сбор необходимых данных для проведения экспертизы на соответствие НДТ и анализ приоритетных проблем отрасли;
  • анализ Информационного перечня применяемых технологий и показателей;
  • определение технологии в качестве НДТ;
  • утверждение экспертного заключения на соответствие представленной технологии НДТ.

8.4. Итогом экспертизы является заключение, которое должно содержать следующие основные сведения:

  • дату начала и дату окончания проведения экспертизы;
  • данные об экспертах, готовивших заключение;
  • предмет экспертизы;
  • результаты экспертизы, которые должны содержать выводы по основным вопросам.

8.5. В течение 2-х недель с момента завершения обсуждения, члены экспертной рабочей группы предоставляют в Экспертный Совет проект заключения научно-технической экспертизы и замечания к разработанной технологии.

8.6. Дополнительно к заключению Экспертным Советом могут быть подготовлены рекомендации, предложения, информационно-аналитические справки, отредактированные тексты нормативных правовых актов или поправок и другие материалы (далее – материалы), которые прилагаются к заключению.

8.7. В целях подготовки и утверждения заключений и материалов Экспертный Совет вправе:

8.7.1. запрашивать и получать информацию, документы, необходимые для подготовки заключений и материалов, у лиц, разработавших технологию, в отношении которого проводится научно-техническая экспертиза;

8.7.2. привлекать для работы в экспертных группах специалистов, не являющихся членами Экспертного Совета;

8.7.3. приглашать на заседания Экспертного Совета лиц, не являющихся членами Экспертного Совета, в том числе в качестве консультантов;

8.7.4. вносить предложения Президенту (Вице-президенту, курирующему деятельность Экспертного научно-технического Совета) Объединения о необходимости организации публичных обсуждений исследуемых документов, использовать результаты таких обсуждений при подготовке заключений и материалов.

8.8. Порядок обобщения практик по НДТ определяется Экспертным Советом самостоятельно.

9. Порядок утверждения заключений и материалов Экспертного Совета

9.1. На основании полученных замечаний и предложений Экспертным Советом в течение 2-х недель вносятся корректировки в проект научно-технической экспертизы и, в случае согласования со всеми членами Экспертного Совета, руководитель экспертной рабочей группы представляет окончательную редакцию заключения научно-технической экспертизы на соответствие НДТ на утверждение в Экспертный Совет.

9.2. Экспертный Совет на своем заседании принимает решение о согласовании экспертного заключения и направлении его Президенту (Вице-президенту, курирующему деятельность Экспертного научно-технического Совета) Объединения для включения в повестку дня Совета Объединения.

При необходимости оперативного рассмотрения проекта экспертного заключения, экспертное заключение может быть направлено на утверждение Президенту (Вице-президенту, курирующему деятельность Экспертного научно-технического Совета) Объединения.

9.3. Решения Экспертного Совета оформляются протоколами, которые подписывает председательствующий на заседании.

9.4. Совет Объединения или Президент (Вице-президент, курирующий деятельность Экспертного научно-технического Совета) Объединения утверждают заключения, согласованные Экспертным Советом, либо возвращают эти заключения на доработку в Экспертный Совет с указанием недостатков.

9.5. Утвержденные Советом Объединения или Президентом (Вице-президентом, курирующим деятельность Экспертного научно-технического Совета) Объединения заключения Экспертного Совета:

  • могут быть использованы любым органом Объединения для выработки позиции по связанному с заключением вопросом;
  • направляются в уполномоченный орган.

9.6. Уполномоченный орган принимает окончательное решение о возможности отнесения представленной технологии к НДТ с учетом полученного заключения.

10. Регламент работы Экспертного Совета

10.1. Экспертный Совет проводит заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Председательствует на заседании Экспертного Совета Председатель Экспертного Совета. В случае его отсутствия председательствует на заседании Экспертного Совета его заместитель.

10.2. На заседании Экспертного Совета могут присутствовать члены Совета Объединения, Ревизионной комиссии Объединения, работники Аппарата Объединения. На заседание Экспертного Совета могут быть приглашены представители организаций - членов Объединения, представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, представители деловых кругов и общественных организаций, другие лица.

10.3. Экспертный Совет созывается Председателем Экспертного Совета путем направления извещения, которое должно содержать:

  • дату и время заседания;
  • место проведения заседания;
  • предложение по повестке дня заседания;
  • иную необходимую для заседания информацию;
  • материалы к рассмотрению на заседании.

10.4. Извещение направляется не позднее 5 рабочих дней до даты проведения заседания. Член Экспертного Совета информирует о невозможности своего участия в заседании или об участия в заседании Экспертного Совета. Допускается участие в заседании в режиме видеоконференции.

10.5. Член Экспертного Совета, который не может по уважительным причинам принять участие в заседании, имеет право направить в письменном виде Председателю Экспертного Совета свое мнение по включенным в повестку дня вопросам, которое учитывается при обсуждении на заседании.

10.6. Экспертный Совет принимает решения простым большинством голосов членов Экспертного Совета. При равенстве голосов решение считается принятым, если за него проголосовал Председатель Экспертного Совета. Каждый член Экспертного Совета имеет один голос. Не допускается передача голоса членом Экспертного Совета по доверенности иному лицу.

10.7. Подписанные протоколы заседаний Экспертного Совета, одобренные заключения хранятся в Аппарате Объединения.

11. Права и обязанности членов Экспертного Совета

11.1. Члены Экспертного Совета имеют право:

11.1.1. участвовать в заседаниях Экспертного Совета и голосовать по обсуждаемым вопросам;

11.1.2. выступать на заседаниях Экспертного Совета, излагать свое мнение по обсуждаемым вопросам;

11.1.3. запрашивать и получать решения и материалы Экспертного Совета, проекты материалов, подготовленных экспертными группами;

11.1.4. участвовать в заседании Экспертного Совета в режиме видеоконференции;

11.1.5. направлять в адрес Председателя Экспертного Совета письменное мнение по вопросам, включенным в повестку дня.

11.2. Члены Экспертного Совета обязаны:

11.2.1. регулярно участвовать в заседаниях Экспертного Совета, в работе экспертных групп, членами которых они являются;

11.2.2. исполнять поручения Экспертного Совета, экспертных групп, членами которых они являются;

11.2.3. своевременно представлять подготовленные ими материалы, являющиеся предметом обсуждения на заседаниях Экспертного Совета, экспертных групп;

11.2.4. воздерживаться от разглашения содержания рабочих материалов, являющихся предметом обсуждения Экспертного Совета, экспертных групп без согласия Председателя Экспертного Совета или до рассмотрения таких материалов на заседании Экспертного Совета.